Показатели финансового менеджмента: добавленная стоимость,НРЭИ

3. Базовые показатели финансового менеджмента и функционирование финансового механизма

Система финансовых показателей

1. Добавленная стоимость (ДС) = стоимость произведенной продукции — стоимость потребленных материалов и услуг других организаций

Это стоимость, которую действительно добавили к стоимости сырья, энергии, услуг.

2. Брутто-результат эксплуатации инвестиций (БРЭИ)= ДС — расходы по оплате труда и все обязательные платежи предприятия (по социальному, медицинскому страхованию и проч.), а также все налоги, кроме налога на прибыль.

Представляет собой прибыль до вычета амортизационных отчислений, финансовых издержек по заемным средствам и налога на прибыль. Величина  БРЭИ является показателем достаточности средств на покрытие всех этих расходов.

3. Нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ) = прибыль до уплаты процентов за кредит и налога на прибыль.

По существу, этот экономический эффект, снимаемый предприятием с затрат, представляет собой прибыль до уплаты процентов за кредиты и займы и налога на прибыль. Поэтому на практике за НРЭИ можно принимать балансовую прибыль (БП), восстановленную до НРЭИ прибавлением %-в за кредиты, относимых на себестоимость продукции.

4. Экономическая рентабельность активов (ЭР)  или экономическая рентабельность всего капитала предприятия, т.е. суммы собственных и заёмных средств.

ЭР= [эффект производства/(затраты +вложения)]*100%

Т.к. в активе баланса предприятия отражены направления расходования и вложений средств, то в знаменатель подставим объём актива, а в числитель НРЭИ. Тогда,

Преобразуем эту формулу, умножив её ОБОРОТ/ОБОРОТ =1. В результате величина рентабельности не изменится, а мы получим два важных показателя, и в целом новую формулу, разработанную в фирме «Дюпон де Немур». Эта формула позволяет определить, какие факторы в наибольшей степени влияют на экономическую  рентабельность.

Оборот предприятия складывается из выручки от реализации и внереализационных расходов.

Формула Дюпона:

где, КМ – коммерческая маржа, показывает, какой результат эксплуатации дают каждые 100 руб. оборота. По сути, это экономическая рентабельность оборота или рентабельность продаж.  У предприятий с высоким уровнем прибыли КМ превышает 20 или 30 %.

КТ – коэффициент трансформации – показывает, сколько рублей оборота снимается с каждого рубля актива, т.е. в какой оборот трансформируется каждый рубль актива.  КТ можно также воспринимать как оборачиваемость актива, тогда КТ будет показывать, сколько раз за данный период оборачивается каждый рубль активов.

5. чистая рентабельность акционерного капитала (ЧРАК)

Достижение значительного оборота, свидетельствует о немалом успехе предприятия. Но какой ценой достигается этот успех?

Пример 1. Для получения 3 млн.руб. НРЭИ на 30 млн. руб. оборота задействуется  60 млн.руб. активов, тогда

КМ = 3/30 * 100 = 10%

КТ = 30/60 = 0,5  — т.е. на каждый рубль оборота приходится вкладывать 2 рубля активов.

А экономическая рентабельность такого предприятия составляет всего 10%*0,5=5%

Регулирование ЭР сводится к воздействию на обе составляющие: и на КМ, и КТ: при низкой прибыльности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота капитал и его элементов, и наоборот, определяемая теми или иными причинами деловая активность предприятии  компенсируется только снижением затрат на производство продукции или ростом цен на продукцию, т.е. повышением рентабельности продаж (правило регулирования экономической рентабельности А.Д. Шеремета).

В анализе факторов изменения рентабельности необходимо определить – что КМ или КТ изменяется быстрее и сильнее, оказывая ещё более сильное влияние на изменение ЭР активов. При наращивании оборота ЭР начинает возрастать только в том случае, если НРЭИ растёт быстрее оборота. Усилить КМ можно воздействуя на себестоимость, снижая расходы по реализации продукции, административно-управленческие расходы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector