Лекция Операционная стратегия предприятия: понятие, разделы

8. Операционная стратегия предприятия

Понятие «операционная стратегия»

Операционная стратегия относится к еще более конкретным стратегическим инициативам при руководстве ключевыми оперативными единицами (заводами, отделами продаж, центрами распределения), при решении стратегически важных оперативных задач (организация и проведение рекламной кампании, закупка сырья, эффективное управление запасами, профилактические ремонты, транспортировка товаров и др.).

Операционная стратегия – это план, завершающий общий бизнес-план работы компании, направленный на эффективное использование ресурсов организации для производства конкурентоспособных продуктов и услуг. Она является основанием пирамиды разработки стратегии корпорации. Ответственность за разработку и реализацию операционных стратегий возложена на руководителей среднего звена, предложения которых рассматриваются вышестоящим руководством.

В операционной стратегии отражены управленческие решения, связанные с производственными процессами (выбор технологии, необходимых товарно-материальных ценностей), и решения, связанные с инфраструктурой для их поддержания (систем планирования, управления и контроля качества, оплаты труда и организации производства).

Виды операционных стратегий

Операционные стратегии классифицируют по доминирующим целям, которые они преследуют:

  • направлены на снижение затрат;
  • нацелены на постоянное обновление ассортимента компании и изменение объема выпуска;
  • связаны с повышением качества товаров и процессов;
  • направлены на сокращение длительности производственного цикла и времени обслуживания покупателей.

Первые два вида операционных стратегий принято считать традиционными.

Две последних считают новыми, так как они получили признание с развитием современных систем операционного управления.

Без эффективной и рационально организованной операционной системы, развивающейся в соответствии с выбранной операционной стратегией, ни одна организация не может удержать за собой лидерство на рынке, поскольку она проиграет в скорости доставки, цене или качестве, а скорее всего – по всем трем показателям.

Разделы операционной стратегии

Операционная стратегия как документ содержит типовые разделы:

1) главная операционная функция – это ключевой вопрос, который должен быть стратегически определен в контексте видения будущего развития организации и ее миссии. В конце 1970-х – начале 1980-х гг. исследования Гарвардской бизнес-школы показали, что ни одно предприятие не способно добиться максимально высоких показателей деятельности одновременно по всем направлениям. Руководство компании должно разрабатывать четко направленную, сфокусированную операционную стратегию, цель которой – создание предприятия, способного успешно выполнять ограниченный набор задач;

2) размещение производственных мощностей;

3) проектирование продукции и услуг – при разработке операционной стратегии особое внимание следует уделить жизненному циклу реализуемых компанией товаров и сформулировать соответствующие операционные задачи на разных стадиях. Например, на этапе внедрения товара на рынок объемы производства, как правило, небольшие, тогда как на этапе роста возможен запуск крупносерийного или массового производства;

4) автоматизация – компания должна определиться с тем, в какой степени будут автоматизированы ее производственные процессы. Затраты на осуществление данного процесса зачастую очень высокие, поэтому не всегда автоматизированные системы и линии эффективны;

5) баланс производства и услуг достигается путём внедрения в деятельность организации одной из трех операционных систем:

  • офис/мастерская;
  • самообслуживание;
  • гибкие системы обслуживания;

6) номенклатура и ассортимент продукции и услуг – компания должна определить номенклатуру реализуемых товаров, обеспечивающих ее запланированной нормой прибыли. При этом возможна организация нескольких типов операционных систем как в сфере производства, так и в сфере услуг. Например, в одном цехе могут быть размещены поточные линии массового типа и участки мелкосерийного типа. В офисе по обслуживанию клиентов может быть выделена зона самообслуживания (в частности, по получению места в очереди);

7) объем производства продукции и оказания услуг – разнообразие
и широта товарного ассортимента компании находятся в обратной зависимости от возможностей производства. Например, в массовом производстве, как правило, возможен выпуск больших объемов узкого спектра товаров, а при единичном типе производства, наоборот, можно добиться выпуска широкой номенклатуры товаров в малых объемах;

8) качество бизнес-процессов, продукции и услуг – во многом определяется типом операционной системы (единичное, серийное и массовое),
в которой они реализуются. Важно обеспечить их правильное сочетание;

9) цена продукции и услуг – если рынок с высоким уровнем конкуренции, то нередко игроки прибегают к ценовым методам борьбы, что может негативно отразиться на качестве товаров и услуг. Наиболее экономичные системы и бизнес-процессы с точки зрения затрат – это системы массового типа, но основным их недостатком является отсутствие гибкости при изменении условий;

10) доступность – определяется с двух сторон:

  • продолжительностью цикла обслуживания заявки клиента на приобретение продукции или получение услуги;
  • надежностью обслуживания заявки клиента.

В целом ни одна компания не может рассчитывать на то, что одновременно достигнет наивысших результатов по всем показателям деятельности, а именно по себестоимости, качеству продукции, гибкости производства, скорости освоения новой продукции, времени выполнения заказов потребителей. Напротив, каждая компания должна сосредоточить свои усилия в конкретный промежуток времени на ограниченном количестве операционных задач, решение которых окажется лучшим, чем у конкурентов, что будет способствовать реализации ее основных корпоративных целей.

Рассмотренная типология стратегий является условной. Изменение стратегий происходит гораздо чаще, чем целей, поскольку альтернативных решений, путей её достижения может быть несколько. Поэтому крупные компании на практике используют собственные подходы к разработке стратегий, а если стратегия требует корректировки, то нужно начать за-ново процесс ее проектирования. Можно использовать чужую успешную практику (бенчмаркинг), но тогда риски реализации такой стратегии для компании повышаются. После того как стратегия разработана, она обязательно должна быть доведена да всех сотрудников компании и прочувствована ими.

Контрольные вопросы

  1. Опишите виды стратегий в пирамиде разработки стратегии диверсифицированной компании, разработанной А. Томпсоном и А. Стриклендом.
  2. Перечислите методы, которые могут быть указаны в Программе диверсификации производства компании.
  3. Какие цели позволяет достичь корпоративная стратегия?
  4. Раскройте содержание классификации корпоративных стратегий.
  5. Какие факторы оказывают существенное влияние на выбор деловой стратегии российской и зарубежной компании?
  6. Приведите примеры известных вам компаний (российских и иностранных), внедривших конкурентные стратегии М. Портера: лидерство в издержках, дифференциация, фокусирование на издержках и дифференциации.
  7. Какие виды функциональных стратегий являются основными для большинства российских компаний?
  8. Назовите составляющие товарно-маркетинговой стратегии компании.
  9. В чем отличие функциональной генеральной финансовой стратегии от оперативной?
  10. Опишите основные этапы разработки функциональной стратегии управления персоналом.
  11. Как вы считаете, какая из стратегий управления персоналом, предложенных Дж. Иванцевичем и А. А. Лобановым, чаще всего используется российскими крупными компаниями?
  12. Приведите примеры компаний, реализующих инновационные стратегии конкурентного поведения, выделенные А. Ю. Юдановым.
  13. Охарактеризуйте основные компоненты операционной стратегии организации.
  14. Какие цели ставятся в операционных стратегиях?
  15. Что такое бенчмаркинг?
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector