объект и предмет стратегического менеджмента, стратегический план

2. Стратегический менеджмент: объект, предмет, этапы планирования

Объекты стратегического менеджмента

Стратегический менеджмент отхватывает очень широкий круг организационных проблем и задач, которые ориентированы на будущее, связаны с генеральными целями компании и подвержены влиянию неконтролируемых факторов внешней среды. Круг этих вопросов формирует три группы проблем, которые выступают предметом стратегического менеджмента.

Предмет стратегического менеджмента

Решения, относящиеся к экономному использованию различных видов ресурсов организации (материальных, технических, финансовых или трудовых), имеют частный характер и не относятся к стратегическим.

Основные модели стратегического управления организацией

Процесс создания стратегического плана нередко демонстрируют
в виде модели, которая, как правило, представляет собой динамическую совокупность взаимосвязанных управленческих процессов.

Модель Гарвардской школы бизнеса (Гарвардской группы) разработана К. Эндрюсом и К. Хринстенсеном и основана на использовании SWOT-анализа и определенных процедур при формулировании стратегии (рис. 1).

Содержание модели Гарвардской группы раскрывается через методологические принципы формирования стратегии предприятия.

  • 1. Создание стратегии является контролируемым и осознанным процессом мышления.
  • 2. Ответственность за стратегии должна быть возложена на топ-менеджеров организации.
  • 3. Модель формирования стратегического плана должна быть простой и информативной.
  • 4. Стратегии должны быть уникальными и авторскими.
  • 5. Стратегия – это выбор наилучшего варианта из альтернативных решений.
  • 6. Стратегия должна быть лаконичной и понятной всем работникам предприятия. Так, например, одним из принципов работников плановых служб компании General Electric является следующий: «Хорошая стратегия может быть описана на двух страницах. Если это невозможно сделать, то данная стратегия не является хорошей».
  • 7. Стратегия должны быть реализуемой, т. е. все элементы структуры предприятия должны обладать необходимыми знаниями и ресурсами, а также желанием претворить выбранную стратегию в жизнь.

Одновременно с исследованиями Гарвардской группы И. Ансофф также создал формализованную модель формирования стратегического плана развития предприятия, которая имеет формализованные цели и основана на формализации процесса формирования стратегического плана (рис. 2).

Вся модель состоит из 57 блоков. При разработке стратегии организации И. Ансофф предлагает учитывать определенный перечень факторов, который должен быть проранжирован и дополнен правилами выбора той или иной альтернативы. Суть модели: на основе сформулированных целей развития компании как реакции на изменения проводится оценка ресурсного потенциала предприятия и внешней среды, в результате которой определяются новые возможности для принятия основных стратегических решений по дальнейшему проникновению на освоенные рынки сбыта и диверсификации производства.

И. Ансофф считал, что стратегический план обязательно должен содержать финансовую и административную стратегии.

Финансовая стратегия представляет собой совокупность правил
и средств, обеспечивающих прирост финансового потенциала предприятия. Она включает в себя анализ движения денежных потоков, соотношение между накоплением и потреблением, а также дивидендный выход.

Административная стратегия – это набор правил по организационному развитию предприятия[1].

Модель формирования стратегического плана Г. Стейнера имеет некоторое сходство с моделью Гарвардской школы бизнеса (рис. 3):

  1. процесс планирования должен быть всесторонним, полным, последовательным и детализирующим результаты действий и включает: пред-посылки формирования стратегического плана, собственно стратегическое планирование, реализацию и пересмотр стратегического плана;
  2. стратегическое планирование связано со среднесрочным и тактическим.

Г. Стейнер определял в качестве предмета стратегического планирования любые виды деятельности, имеющие отношение к предпринимательству: прибыльность, инвестиции, капитальные вложения, организация производства, цены, продвижение продукции и т. д.

О. С. Виханский рассматривает стратегическое управление как состоящий из пяти взаимосвязанных этапов динамический процесс, для которого характерна устойчивая обратная связь. Исходным процессом в модели является анализ внешней и внутренней среды, по результатам которого определяются миссия и целевые показатели организации, выраженные долгосрочными и краткосрочными целями. После формулировки миссии и целей наступает главный этап – анализ и выбор стратегии. Выполнение стратегии является определяющим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит предприятие к достижению поставленных целей (рис. 4).

[2]

На этапе оценки и контроля выполнения стратегии осуществляется обратная связь, происходит оценка достигнутых результатов, коррекция предшествующих этапов, анализируются новые направления, вносятся изменения в цели и стратегию.

Общим результатом анализа среды, целеполагания и выбора стратегии является создание стратегического плана, который включает следующие разделы[3]:

  1. цели и задачи предприятия;
  2. текущие операции и долгосрочные задачи;
  3. стратегия предприятия (базовая стратегия, стратегические альтернативы);
  4. функциональные стратегии;
  5. наиболее значимые проекты (программы);
  6. внеэкономическая деятельность;
  7. капиталовложения и ресурсное распределение;
  8. планирование неожиданностей (формирование резервных стратегий, «систем быстрого реагирования»);
  9. приложения (расчеты, справки и другая деловая информация).

Таким образом, совершенно очевидно, что количество и содержание этапов формирования стратегического плана организации могут быть различными и зависят от многих факторов.


[1] Стратегический менеджмент / под ред. А. М. Петрова. СПб. : Питер, 2015. С. 22–23.

[2] Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент : учебник. 5-е изд., стереотип. М. : Магистр : ИНФРА М, 2014. С. 199.

[3] Стратегический менеджмент / под ред. А. М. Петрова. СПб. : Питер, 2015. С. 42.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector