Стратегическое целеполагание, миссия, видение, SMART

4 Стратегическое целеполагание

В стратегическом менеджменте целевые ориентиры выражаются такими терминами, как видение, миссия, стратегические цели и стратегии.

Видение и миссия – это идеалы организации, основа философии ее организационной культуры. Стратегическая цель и стратегия – это управленческие инструменты, позволяющие перевести идеалы на язык практических действий.

Видение – это качественно определенная, вдохновляющая на движение вперед цель, образ желаемого будущего, сочетающий в себе как рациональное, так и эмоциональное. В нем содержится ответ на вопрос о предназначении организации, ее ключевых ценностях и принципах.

Видение позволяет клиентам, партнерам, контрагентам оценить намерения компания на рынке и предсказать перспективы развития взаимоотношений, а также используется для мотивации работников. Стратегическое видение разрабатывается, как правило, на срок более пяти лет. Оно может быть сформулировано с помощью ответов на следующие вопросы:

  • Какое положение организация стремится занять на рынке и в экономике?
  • Какие направления бизнеса будут основные?
  • Какой будет структура управления?
  • Какая методы, стиль управления и система мотивации будут использоваться к персоналу?

Миссия – это краткое или многостраничное программное заявление руководства организации, в котором отражаются все аспекты согласования интересов различных групп и основные характеристики организации. В широком понимании, миссия – смысл существования организации. В узком понимании, миссия – это письменно сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация. Она представляет собой наиболее постоянную часть стратегического плана. В ходе осуществления стратегического управления могут  корректироваться стратегические задачи, цели и сами стратегии, но миссия, как правило, остается неизменной. С развитием деятельности компании она будет становиться все более содержательной и ёмкой.

Формулировка миссии должна содержать описание трех элементов.

  • 1. Потребности покупателя: ЧТО надо удовлетворять?
  • 2. Группы покупателей: КТО будет объектом обслуживания?
  • 3. Действия, технология и знания: КАК компания создает и распространяет потребительскую ценность и удовлетворяет потребности своих клиентов?

Видение и миссия являются основой определения стратегических или долгосрочных целей организации.

Стратегическая цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится достичь компания в будущем, обычно выраженный количественными или качественными показателями деятельности организации. Например, одной из стратегических целей холдинга «РЖД» является «Реализовать проекты развития скоростных и высокоскоростных перевозок, обеспечить перевозку с новым уровнем скоростей до 20% (в структуре пассажирооборота) к 2030 году…».

Для правильного формулирования стратегических целей организации можно использовать инструмент SMART (в переводе с англ. «умный», «хороший»), который состоит из пяти правил:

  • 1) specific (конкретные) – цели должны быть ясными и точными, не допускающими места для их неправильного толкования участниками их достижения. В формулировках цели рекомендуется избегать общих фраз, таких как «максимизировать прибыль», «снизить затраты», «увеличить продажи»;
  • 2) measurable (измеримые) – цели обязательно должны иметь количественное выражение. Если цель нельзя измерить, то это свидетельствует о неверно сформулированной или даже о ложной цели;
  • 3) achievable (согласованные, достижимые) – каждая цель внутри организации должна соответствовать цели более высокого уровня, а также быть посильной, в пределах возможностей персонала. Так показатели прибыли должны соответствовать показателям рыночной позиции фирмы (определенному росту продаж), а последние, в свою очередь, должны быть увязаны с ресурсными целями и т.д. Недопустимы противоречия между целями подразделений, уровней. Разные цели должны дополнять друг друга и работать друг на друга;
  • 4) related (достижимые, реальные) – цели должны соотноситься со стратегией компании, хозяйственными целями, интересами исполнителя. Собственники бизнеса, персонал, инвесторы должны иметь одно общее представление о стратегических целях компании. Если цели слишком легкие или недостижимы, то страдает мотивация сотрудников.
  • 5) time-bound (определенные) – цели должны быть определенные во времени по срокам ее достижения. Если цель не определена во времени, то это то же самое, что ее отсутствие.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector